Не можете решить задачку для 3-го класса? Да это же хорошо!

— Это ужас, кошмар и вообще бред! — Каждую неделю мне приходится капать валерьянку в стакан знакомой мамаши, потрясающей заданиями из учебников. — Я не понимаю, что они спрашивают! Я не могу помочь дочери сделать домашку!

— Не можешь? И хорошо! — увещеваю я. И в который раз объясняю: — А ты и не должна мочь. А ребенок — должен.

Приведу эти объяснения и здесь. Хотя, уверен, немногие мамы и папы со мной согласятся. Правда, и тут все нормально — они и не должны соглашаться.

Дело вот в чем. Нынешняя бурная компьютеризация и интернетизация проделала то, чего никогда не было в истории человечества. Разрыв в опыте и навыках между соседними поколениями стал похож если не на Эверест, то на пик Коммунизма (да, я знаю, что теперь это пик Исмоила Сомони). 30 — 40-летние нынешние родители, ходившие в школу в 90-х и начале 2000-х, и их отпрыски, устраивающиеся нынче за партами, — два разных мира. Они (хорошо, не все, но большинство) по-другому мыслят, по-другому потребляют информацию. И жить они будут в ином — информационно-технологическом мире. Даже те, кто зарегистрирован в небольшой деревеньке. Потому что и туда добрались интернет, смартфоны-планшеты.

Недавно знаменитый американский физик и популяризатор науки Митио Каку рассказывал о своем видении образования будущего.

— Главное, — объяснял он, — учеба не будет базироваться на запоминании. Зачем держать в голове массы бесполезных знаний (вспомните, родители, сколько всего ненужного попытались впихнуть в ваши головы ваши учителя! И сколько этого всего сейчас хранится на пыльном чердаке вашего мозга. — Авт.)? Пока еще громоздкие планшеты через пару-тройку лет выродятся в крохотные линзы, которые будут всю нужную информацию передавать сразу на сетчатку глаза (прототипы я видел в «Лаборатории будущего» в Microsoft. — Авт.). Достаточно будет моргнуть — и появится нужная информация. А участки мозга, которые были забиты ненужными знаниями, переориентируются на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения.

И если бы так думал только один американский физик. То, что мир изменится, понимают многие умные люди. И пытаются сообразить: как к новой реальности готовить детей? Как учить их тому, чего мы сами не знаем? Недавно в самолете, возвращаясь из Новосибирска со съезда «Школьное математическое образование», мы говорили об этом с министром образования и науки Дмитрием Ливановым. Размышления у главного учителя страны схожие:

— Система образования не может не меняться потому, что меняется общество. Мир, в котором будут жить нынешние школьники, радикально отличается от нынешнего, а еще больше от того мира, в котором жили наши родители. Задача системы образования — подготовить детей к жизни в будущем мире. Каким он будет, мы точно не знаем. Поэтому подключаем педагогов, методистов, психологов, если угодно — футурологов, чтобы они сказали, какие предметы помогут лучше подготовить детей. Ясно, что надо учить их выполнять задачи, которых раньше не было вовсе.

Новые образовательные стандарты, которые вводятся, и есть попытка научить нынешних школьников думать, работать в команде, быстро и точно принимать решения. Конечно, стандарты не идеальны, но есть понимание, какие навыки нужны нашим детям. И во многих заданиях как раз заложена попытка эти навыки развивать. Эти задания и приводят в шок родителей, как, например, знаменитую фигуристку Ирину Слуцкую (она выложила в соцсеть пример такой задачки) (см. картинку).

Вопрос: что делать родителям, приходящим в ужас от задачника отпрыска? Не нервничать. Попытаться включить голову и поучиться заново с ребенком в младшей школе — это два. А три (и это уже серьезно) — потребовать от учителя начальных классов правильно объяснять предмет и методику решения заданий.

Сейчас есть программы повышения квалификации педагогов, где их и учат, как заниматься с детьми по новому стандарту, как организовывать проектную деятельность. Современный учитель должен это уметь! Не умеет? Спихивает свою работу на родителей? Увы, не место такому в современной школе. Мы же хотим, чтобы все наши дети были успешны в жизни. А все достижения во многом зависят от успехов именно в начальной школе. От того, научат ли там учиться, будет ли им интересно получать знания и правильно укладывать их в своей голове, зависит вся их жизнь.

Первая реакция родителей — как так?! Задание 27-е про якутский язык, которого дети не знают и знать не хотят. Смотрят на странный набор русских букв и ничего не понимают. Все, книжка закрывается, нервы накаляются. На самом деле задачка решается просто. Она на сообразительность и слух. Если произнести набор букв — вы услышите, что так «по-якутски» записаны названия дней недели — привычные нам вторник, среда… И детям нужно пошевелить мозгами и записать как могут звучать на Севере названия двух пропущенных дней недели. Теперь попробуйте сами. Неужели сложно?

А эту задачку обычно задают на аттестации директорам школ. Ее привел на съезде «Школьное математическое образование» Иван Ященко, директор центра непрерывного математического образования. Задачка на уровне 5-го класса, и многие детишки ее запросто решают. А вот взрослые — нет. Попробуйте ее решить сами. Подсказка: правильный ответ не 3.

ДОСЛОВНО

Учебники сами подберут упражнения, а веб-дизайн станет рабочей профессией

Вот еще несколько цитат из интервью Митио Каку СМИ:

✔ Зарождается онлайн-система образования. Университеты сохранятся, но это будут преимущественно виртуальные вузы, обучение в которых основано на облачной системе. Тех, кто посещает лекции в традиционных учебных заведениях, будут считать неудачниками. О них будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование».

✔ Учебники начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы — фото, тексты, видео, задания, схемы под потребности конкретного ученика вне зависимости от того, сколько ему лет — 6 или 60.

✔ Выживут садовники, строители, работники физического труда, у которых работа завязана на креативе, — предполагается не автоматическое исполнение ими функций, а изменение подхода к работе. В ближайшее время «рабочими» будут признаны специальности, которые сейчас считаются интеллектуальными: программирование, веб-дизайн, 3D-проектирование.

Источник: http://www.kp.ru/daily/26464.5/3334121/

Один комментарий к “Не можете решить задачку для 3-го класса? Да это же хорошо!”

  1. Прошли те времена, когда папа у Васи был силен в математике. Помните? Папа решает, а Вася сдает. Теперь такие задачки детям задают, только нобелевский лауреат поможет. Иногда внук-третьеклассник обращается. Вечером всей семьей ответ ищем. Особенно когда задачка на логическое мышление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *